В большинстве мест, где слово «ад» встречается в Библии, ему соответствует понятие «преисподняя» или «царство мёртвых», хотя дословный перевод греческого слова «гадес» – «невидимое», а еврейского «шеол» – «прикрытая пропасть» или «пустота внутри».
Царство мёртвых, куда собираются люди после их смерти (Иов.30:23), описывается расположенным внутри земли (Чис.16:30 + Иез.32:18,27), где мрак тени смертной (Иов.10:21-22). Это земля забвения и молчания (Пс.87:13 + Пс.93:17), жилище смерти (Пр.7:27), имеющее врата (Ис.38:10), где мёртвые собираются по коленам и племенам (Быт.37:35 + Иез.32:21 и далее), где частично сохраняется тот вид, который они имели при смерти (Иез.32:27 + 1Цар.28:14).
Там нет деятельности, знания, мудрости и размышления (Екк.9:10), только вечный покой (Иов.3:13 + Откр.6:9-11 + Откр.14:13). Там уже не призывают Бога (Пс.6:6 + Пс.29:10 + Пс.87:11-13 + Ис.38:18), хотя Божий Дух посещает и ад (Пс.138:8), а души умерших трепещут перед Ним (Иов.26:5).
Там противники находятся вместе (Иов.3:17-19 + 1Цар.28:19), возврата (самовольного) оттуда нет (Иов.16:22), поэтому там вечный дом человека (Екк.12:5), а смерть – вечный сон (Иер.51:39 + Марк.5:39 + Ин.11:11-12 + Еф.5:14).
Но периодически лучи света пронизывают мрак ада и будят его обитателей: то царь Вавилонский свержен туда под хихиканье царей и вождей (Ис.14:9), то Христа не смогла удержать тьма, когда Он проповедал там о Своей победе и скором воскресении праведников (1Пет.3:19 + 1Пет.4:6). А врата ада, которые не смогут одолеть церковь, – это совет или штаб ада.
В Новом Завете появляется новое слово «геенна», 11 раз оно употребляется в трёх первых Евангелиях и 1 раз в Иак.3:6. Этим словом обозначено последнее место собрания всех неверных. При этом в Мф.13:42,50 это – «печь огненная», Мф.25:41,46 это – «вечный огонь» или «мука вечная», а в Мф.22:13 и Мф.25:30 это – «тьма внешняя». Туда же, в «геенну огненную», будут сброшены ад и смерть со своим предводителем (Откр.20:10,14), потому что она приготовлена для сатаны и служителей его (Мф.25:41).
Смерть – сборщик душ, ад – камера их предварительного заключения до суда, а после Суда, в вечной жизни, надобность в них отпадает.
Еврейское слово «пардес» переводится словом «рай», хотя обозначает огороженное и охраняемое место, типа сад или парк. Это слово употребляется для обозначения лесных парков и садов в Неем.2:8 + Екк.2:5 + Песн.4:13. Едем – приятность, значит Адам жил в приятном саду. Это выражение употребляется много раз для обозначения приятного, спокойного места: Быт.13:10 + Ис.51:3 + Иоил.2:3, а в Иез.28:13 сказано про Тирского царя, что он жил в Едеме, Божьем саду (до того момента, пока не злоупотребил своим видом на жительство).
Этим же спокойным местом является «лоно Авраамово» (Лк.16:22) + «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43) + «дерево жизни в раю Божьем» (Откр.2:7). Возможно, после проповеди Иисуса в преисподних местах земли, «лоно Авраамово» было изъято из ада вместе с «ключами и державой власти» на «третье небо», где побывал апостол Павел (2Кор.12:2-4).
В свете вышесказанного, Откр.14:13 — «…отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе: ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» можно понимать буквально: они вошли в «покой» и не являются служебными духами, которые посылаются на служение тем, кто имеет наследовать спасение.
При воскрешении из мёртвых (1Фес.4:15-17 + 1Кор.15:51-52) вначале воскреснут мёртвые во Христе (сказано: «не вызывайте мёртвых», умершие во Христе спят, а под их именем приходят те, прикидывается «ангелом света»), затем мы, оставшиеся в живых, мгновенно изменимся (получим новое тело).
Где святые в «покое» находятся, сказано в Откр.6:9-11 — «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, дополнят число».
О числе сказано в Рим.11:25, что ожесточение Бога на Израиль будет длиться не вечно, но «до времени, пока войдёт полное число язычников». После набора определённого числа из язычников – весь Израиль спасётся (за 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней). Это период скорби. «Ибо всех Бог заключил в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11:32).