В XX в. среди приверженцев кальвинизма начал развиваться оригинальный взгляд, получивший название «вечной безопасности». Его отличие от традиционного кальвинизма состоит в том, что верующему гарантируется спасение вне зависимости от того, сохраняет ли он свою святость или живет во грехе. Традиционная кальвинистская доктрина утверждает, что спасенный сохраняется именно в святости, и, если человек теряет веру или ведет аморальный образ жизни, следовательно, он не был спасен вовсе.
Учение кальвинистов основано, в основном, на послании Павла к Римлянам.
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29).
Для кальвинистского мышления жизненно необходимо, чтобы предузнание Божье вытекало из предопределения: Бог всё знает, потому что Он уже предопределил всё, что произойдёт. Сама последовательность слов в фразе «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» говорит, что предузнание предшествует предопределению. Здесь заложен принцип свободы выбора человека – Бог предназначил к спасению даже самых безнадёжных грешников, потенциально способных полюбить Иисуса. Тех же, о которых Ему было понятно, что они будут упорны в самоправедности, Он определил на гнев.
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).
Здесь описывается не «вечная безопасность», а безопасность, которая обусловлена пребыванием «во Христе Иисусе, Господе нашем». «Во Христе» – это не просто благочестивое упоминание святого имени, а условие для действия Божьей любви. Подразумевается некое бессилие могущественных внешних факторов воспрепятствовать деятельной Божьей любви, при условии, что верующий находится «во Христе Иисусе». А если мы перестаём по собственной воле быть «во Христе», тогда смерть уже «может» переместить нас в то место, где нет любви Божьей.
«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9:18).
Неблагочестиво представлять себе Бога, Который даёт милость не в соответствии с какими-то разумными критериями, а произвольно (по принципу «что хочу, то и ворочу»). Такое богословие «обкрадывает» Бога. Бог суверен и независим от творения, но Он зависим от Своей внутренней разумной и милосердной природы – в согласии с ней Он принимает решения. Бог хочет миловать верующих во Христа и – ожесточать тех, кто сопротивляется вере. Особое внимание к иудеям – иудеи хотели, чтобы Бог считал праведными «потомков Авраама», обрезанных, держащихся закона Моисеева – Бог суверенно установил другой порядок оправдания. Он решил признавать последнего злодея праведным, если тот уверует во Христа, а сопротивляющихся вере – ожесточать. А крест Иисусов гвоздями закрепил навеки это Божье решение о милости. Это Его право и кто ты глина, противящаяся горшечнику, чтобы оспаривать Божьи благие установления?
«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим.11:7-8).
Можно увидеть в этих словах мысль, что Бог намеренно закрыл сознание иудеев для принятия евангелия. Это позиция кальвинизма. Принципиально иной взгляд: описываемое ожесточение – последствие, уже состоявшегося со стороны иудеев отвержения евангельского послания. Во-первых, в 10-й главе утверждается, что иудеи, уже имеют оформившуюся позицию по отношению к евангелию. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3).
Во-вторых, мы нередко встречаем эту последовательность: сначала люди проявляют неправильное отношение к откровению Божьему, а затем в их жизнь приходят «неприятности». В 1-й главе того же послания к Римлянам прослеживается этот ряд. Так как язычники неверно прореагировали на общее откровение и стали поклоняться идолам, «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим.1:24). Ещё более ярко иллюстрирует отрывок в другом послании апостола: «… со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фесс.2:8-12).
Мы, род избранный, чтобы возвещать именно о совершенствах Бога. Если же мы умаляем Его, то наше предназначение не выполняется. Расскажите неверующему о Боге, Который не хочет спасать грешников, а спасает только праведников (врач идет к здоровым, а не к больным). Сделайте это «деликатно», сказав, что Бог просто проходит мимо обречённых на гибель. А затем сообщите мне о тех, кого вы привели в состояние восторга Божьими совершенствами.
А что говорит Библия о возможности потери спасения?
Ин.8:31 — Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (условие спасения – не отступать от учения).
Иак.5:19,20 — Братия! если кто из вас уклонится (заблудился; уклонился в заблуждение) от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Речь идет о людях, которые, уклонившись от истинной веры, находятся на пути погибели (т.е. смерть вторая – духовная). Заблудшая овца снова должна быть приведена в стадо. Апостол говорит здесь не об обращении (евангелизме), но о восстановлении заблудшего. Человек, став верующим, может духовно «заблудиться», и если он не будет своевременно выведен из этого состояния, то не будет спасен.
Ин.5:24 — Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, (но переставший крутить педали не доедет…) Перекликается с Фил.2:12 — со страхом и трепетом совершайте свое спасение.
Исх.32:32,33 — прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. Здесь намек на то, что можно вылететь из списка спасаемых.
2 Пет.2:20-22 — Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад (потерять спасение) от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья (омытый кровью отворачивается от Христа – от спасения) идет валяться в грязи.
Ин.5:16 — Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (имеющий грех к смерти отпал от Христа – потерял спасение, а нас первая смерть не волнует, её не избежим, но вторая – духовная!).
1 Кор.5:5 — предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Христиан, которые «потерпели кораблекрушение в вере» предают сатане, чтобы, поняв разницу между господами, они вернулись «к пастырю доброму».
Евр.6:4-6 — Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Если человек, имеющий подобный опыт (выделено), не спасен, то трудно представить себе, каково же должно быть описание истинного верующего…
Евр.10:26-29 — Ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен (будучи спасен), и Духа благодати оскорбляет?
Особое внимание Библия уделяет перспективе безвозвратной утраты спасения, а некоторые тексты говорят об обратимой утрате спасения (грех не к смерти).