В миру принято считать, что человек состоит из двух частей: души (или духа) и тела. Однако, кроме Божьего откровения, никакие представления в этом мире не заслуживают доверия, а в Библии написано, что человек состоит из духа, души и тела: 1Фес.5:23 — «…и ваш дух и душа и тело во всей целости…» здесь не написано: ваш дух или душа, но идёт перечисление всего, что Бог должен освятить в человеке. В Евр.4:12 сказано, что Слово Божие «проникает до разделения души и духа»; оно не разделяет на части душу или дух, а отделяет душу от духа.
При создании человека (Быт.2:7) Бог вдохнул в него «дыхание жизни», что подтверждается и в Зах.12:1 — Господь, небо распростёрший, землю основавший и дух человека образовавший внутри его. Образовал Бог «дух человеческий, который знает, что в человеке» (1Кор.2:11), которому свидетельствует Дух Христа, что мы дети Божии (Рим.8:16). Дух после смерти человека возвратится к Богу, Который и дал его (Екк.12:7), а душа уйдет в рай или ад (что заслужила).
Бог даёт человеку дух (не путать с Духом Святым, от Бога исходящим) в пользование на время жизни на земле до смерти, поэтому дух Божий в человеке называют духом человеческим: Иов.27:3 — …«доколе дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих», а Пс.103:29 — «отнимешь дух их (человеческий) – умирают, и в персть свою возвращаются», потому что Чис.16:22 — Ты «Боже, Боже духов всякой плоти».
Ин.1:9 — Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир – это момент появления духа во всяком, рождающемся на земле. Это просвещает людей «Свет истинный от Света истинного», Сын-Слово, Который от Отца получил право (Ин.5:26) «иметь жизнь в Самом Себе», Который есть и путь, и истина, и жизнь (Ин.1:4 + Ин.14:6), Который есть Бог Ветхого Завета, называемый там – Яхве (заменено на Господь), или – Ангел Яхве (Ангел Господа).
Функции духа, души и тела: дух обладает «богосознанием», душа – «самосознанием», а тело – «миросознанием». Тело имеет пять органов восприятия ощущений окружающего мира, поэтому тело обладает «миросознанием».
Душа имеет разум (интеллект), волю и чувства, то есть душа – это сама личность человека, поэтому душа обладает «самосознанием».
Дух дан Богом, общение с Богом происходит в духе (если связь с Богом восстановлена), а после смерти человека дух возвращается к Богу, поэтому дух обладает «богосознанием».
Посредством тела воспринимает человек окружающий материальный мир, посредством духа – невидимый мир духов, а душа связана с этими двумя мирами и имеет право выбора: Гал.5:17 — «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, так что вы не то делаете, что хотели бы». От души зависит, какой мир ею будет править: духовный или физический (Гал.5:18-25).
Так называемый «глас Божий» – совесть, является функцией духа, орган распознавания добра и зла, действующий объективно, даже тогда осуждающий, когда наши рассуждения оправдывают наши действия. Когда совесть начинает жечь за неправильный поступок, душа (разумом) может покаяться в содеянном и принять сторону духа (стать более духовной), а может не обращать внимания на жжение совести и заглушать её до тех пор, пока не станет человеком с прожжённой совестью (1Тим.4:2).
Интуиция – это тоже голос духа или в духе, т.к. поступающая информация является непосредственной и ни от чего не зависит. Благодаря интуиции человек может знать, что как сказать или совершить, а разумом он сможет только осознать полученную информацию, да и то не всегда. Дух заперт внутри души, как мозг внутри костей (Евр.4:12), поэтому не имеет связи с Богом, пока человек не откроет дверь сердца своего. В этот момент возрождения дух человеческий получает связь с Богом и может расти в силе общения с Богом.
Как сказано, мы, имея начаток духа, должны возрастать в вере и любви обновлённым духом, чтобы прийти в полный возраст Христов. Прийти в полный возраст Христов (Еф.4:13), быть одного духа – означает иметь те же мысли, чувства и желания, что имел Христос (никаких разномыслий и разногласий). Именно таких из людей избирает Бог в Свой народ от начала мира. Как Отец в Сыне и Сын в Отце, так и народ этот избранный в Них едины.
Хотя есть примеры в Библии, когда человек не возрастал в духе, а получил от Бога сразу сильный дух. 4Цар.2:9 — Елисей попросил: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». 4Цар.2:15 — «опочил дух Илии на Елисее». Увидевшие его издали сыны пророков не спутали духа Илии с Духом Яхве, Который, как предположили они, унёс Илию.
Апостол Лука также не путает Духа Божия с духом Илии, когда пишет об Иоанне Крестителе: Лк.1:17 — «И предъидёт пред Ним в духе и силе Илии», это означает, что Бог, посылая для приготовления пути перед Сыном Ангела Своего (Лк.7:27; Мал.3:1), дал ему дух и силу Илии, чтоб быть уверенным в надёжности миссионера. Иисус сказал, что Иоанн и есть неузнанный Илия (Мф.11:14), т.е. Иоанн и Илия одного духа, как и мы должны быть со Христом едины – одного духа.
Если человеческий дух покидает душу в последний момент существования человека в материальном мире, то у неземных созданий это происходит по их желанию: Дух, исходящий от Отца; духи бесовские исходящие от дракона, зверя и лжепророка; также и духи пророческие повинуются пророкам (1Кор.14:32).
Интересно, что в одного человека можно заселить много духов того мира одновременно: хоть семь – Мф.12:45, хоть легион – Лк.8:30, а можно – Дух Христа (Рим.8:9)…