Необходимое предисловие:
1 Петра 2:2 – «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».
К чему призывает апостол? Отключить свой интеллект, когда читаем Писание, послушно глотать все, не раздумывая? Не анализируя? Не истолковывая прочтенное?
Как раз, наоборот – у детей интеллект, не побоюсь сказать, поострее, чем у взрослых. Им не хватает жизненного опыта и мудрости, зато у них есть то, чему подражать и призывает Петр – детский идеализм, уверенность в истинности того, о чем они слышат. Они как-то умудряются сочетать напряженные размышления над тем, что они услышали с доверием к тому, о чем они услышали. У них еще не выработался рефлекс – встречать сомнением и недоверием любую услышанную информацию.
Быть младенцами означает быть уверенными – Библии достаточно. Как бы не затруднял нас тот или иной отрывок в Писании, нужно иметь убеждение – в любом из случаев достаточно самой Библии, без всяких дополнительных источников и комментариев, чтобы найти исчерпывающее объяснение или толкование. Думать иначе означало бы согласиться с тем, что Слово Бога не в состоянии объяснить само себя.
Я не хочу высказать идею, что вообще не нужно изучать посторонние источники. Я хочу сказать именно то, что сказал – Библии достаточно. Либо есть отрывки, прямо объясняющие смысл непонятных. Или таких нет и тогда нужно обращаться к нашим убеждениям о Боге, Его царстве, Его любви, к общему духу Библии, чтобы найти объяснение, приемлемое для нас. Но, таки, Библии достаточно.
Когда я ради интереса залез на форумы разных христианских конфессий, где обсуждалась эта тема, у меня голова пошла кругом – такие копья там ломались, такие мнения сталкивались – вплоть до личных оскорблений и разрываний одежд на себе. Надо сказать, неоднозначность и я бы даже сказал, загадочность этого отрывка вполне объясняет те страсти, которые из-за него разгораются. Я не буду комментировать все эти интернет-споры и обсуждения, желающие могут сами потом посмотреть. Давайте обратимся к этому удивительному фрагменту из Библии: 1Кор.11:1-16.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
Христианский писатель Клайв Льюис как-то не выдержал и сказал – «ну почему, почему Господь, даровавший Павлу столько талантов, обделил его даром связности и ясности в изложении». Даже Петр был вынужден признать, что порой с трудом понимает, что Павел имеет в виду. Наверное, Святой Дух специально зафиксировал это признание Петра в Писаниях, чтобы мы были поддержаны – не только у меня одного голова пухнет при изучении посланий Павла.
Кто еще из авторов Нового Завета может на протяжении 10 стихов высказать два противоположных по смыслу утверждения? Павлу, очевидно, часто ставили в упрек запутанность изложения своих мыслей. На это Павел скромно отвечал – я невежда в слове, но не в познании. Для нас определяющим является то, что его сложные и запутанные рассуждения Святой Дух включил в канон, признав, таким образом, как боговдохновенные.
С одной стороны, мы имеем дело с личным мнением и рассуждениями человека. С другой стороны, через них говорит Дух. Приходится разбираться с этим. Читать Павла и истолковывать его – трудная и утомительная, но благодарная работа. Павел начинает с убеждения, с которым никто и не спорит: 1Кор.11:3 – «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог».
И сразу же говорит: 1Кор.11:4 – «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
Священники, входящие в скинию, а затем в храм, на служение, покрывали голову – надевали кидар. Иудеи и в те времена, и сейчас, покрывают голову во время молитвы (сейчас они надевают талес – клетчатый платок). Иудеи, став учениками Христа, не спешили избавляться от прежних традиций. То есть они молились точно так же, накрывая голову.
Возникает вопрос: если это – какое-то новое учение о том, как нужно молиться, почему об этом не идет речь больше нигде у других авторов Нового Завета? Почему Господь Иисус, когда дал образец того, как нужно молиться, в Ев. от Луки 11:1-4, не предупредил, чтобы отныне они молились с открытой головой? Ведь апостолы – все иудеи, не язычники, и молились соответственно, накрывая голову. Эта первая загадка касается мужей. Переходим к женам: 1Кор.11:6 – «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается».
Павел здесь говорит, что у жены должно быть покрывало как знак власти мужа над нею. Покрывало на голове женщины было знаком ее замужнего статуса: не девица носила его, а замужняя женщина. Речь у апостола идет о покрывале, которое прикрывает собой не только волосы на голове, но и все тело. То есть речь идет не о платочке или шляпке. Речь идет о чадре. Все знают, что такое чадра? – Паранджа. Вспомним «Белое солнце пустыни». Там все время употребляется слово «покрывается» – katakaliptete, которое имеет оттенок «закутываться».
И сейчас во многих азиатских странах женщины носят именно чадру. Менталитет на Востоке мало изменился. У женщины, покинувшей стены своего дома, не должно быть открытых участков тела, которые могли бы провоцировать в мужчинах мысль о «доступности» этой женщины. Женщина в чадре, в покрывале, социально защищена – она всем своим видом показывает, что у нее есть защитник, что она не ищет «приключений». Так что чадра – это одна из мер защиты от сексуальной агрессии. Напомню только пару примеров из Писания, связанных с покрывалом, с его социальным статусом.
Бытие 24:63-65 – «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась».
Когда она встретила раба у колодца, когда ее выводили к гостям, когда она ехала на верблюде весь путь – она не была покрыта. И только когда она увидела своего мужа, она взяла покрывало и накрылась.
Второй пример – касается истории о том, как Авраам выдавал свою жену за сестру.
Бытие 20:2,3 – «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа».
Бытие 20:14-16 – «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу [сиклей] серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана».
То есть – всякий раз, когда Авраам договаривался с женой, что она будет выдавать себя за его сестру, она при этом снимала с себя покрывало, тем самым показывая всем, что она незамужняя. Авимелех, когда выяснилось, что она не сестра, а жена, дает ей покрывало и говорит – накройся скорее, чтобы ни у кого не было вопросов на этот счет.
Павел говорит именно о таком покрытии замужних женщин, которое должно быть на них. И с этим все понятно. Но в предыдущем стихе он говорит – «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая».
Еще одна загадка. Если важно, чтобы женщина, в отличие от мужчины, молилась с покрытой головой, почему нигде до этого Библия не акцентирует этот момент? Агарь в пустыне говорила с Богом с покрытой головой или нет? Сарра разговаривала с Господом с покрытой головой или нет? Ревекка спрашивала Бога о детях с покрытой головой или нет? Девора-пророчица разговаривала с Господом с покрытой головой или нет?
В огромном Ветхом Завете при всем множестве законов и установлений – ни слова на этот счет. И вдруг Павел безапелляционно и радикально утверждает – «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову».
Не зря из-за этого отрывка ломаются копья вот уже столько веков.
Утешимся еще раз откровенным признанием Петра – «в посланиях нашего любимого брата Павла есть нечто неудобовразумительное»… и будем искать объяснение, исходя из тех принципов, которые я постарался озвучить в начале. Библии достаточно. В данном случае нет никаких отрывков из других Писаний, которые бы пролили свет на этот загадочный фрагмент.
Придется исходить из общего учения Библии:
Бог не смотрит на лицо (на внешность), тем более на одежду. Поза и внешний вид человека, обращающегося к Нему, неважны – важны только мотивы, движущие человеком – это постоянно подчеркивается во всем Писании.
Значит, в нашем случае можно предположить, что мы имеем дело с ситуацией, когда покрытые головы у мужчин и непокрытые головы у женщин говорят о мотивах, неугодных Господу. Учитывая тот факт, что подобные утверждения звучат только в ЕДИНСТВЕННОМ послании, логично сделать предположение, что в процитированном фрагменте 11 главы идет речь об уникальной ситуации, с которой столкнулась церковь именно в Коринфе.
Коринф, расположенный на стыке Европы и Азии, был полуевропейским, полуазиатским городом, но общий менталитет и дух был все же скорее восточный, и в нем, как и во всех городах Востока, было правило, что все замужние благочестивые женщины на улице должны были носить покров на голове или капюшон.
В Риме замужние женщины все на улице ходили с покрытой головой. Делалось это с целью отличить их от рабынь и блудниц, которые на улице появлялись без головного убора. Есть предположение, что блудницы в Коринфе к тому же еще коротко стриглись – это был их отличительный признак. Женщина, которая выходила с непокрытой головой, лишалась защиты римского закона от нападения уличных хулиганов, для которых такое нескромное поведение женщины служило смягчающим обстоятельством.
Взять тот же Ташкент, который сейчас очень европеизировался, но даже сейчас девушки в коротких юбках и в топиках гуляют только по центральным районам. Их не встретишь в глухих улочках старого города, в махаллях – там подобный наряд будет воспринят крайне негативно.
Так вот, судя по контексту высказываний Павла, можно сделать вывод, что многие замужние сестры в Коринфе, услышав учение о свободе данной Христом, и о том, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского, стали снимать покрывала с головы выходя на улицу, ведь покрывало на голове обозначало, что она подвластна мужу, а во Христе нет ни мужского пола, ни женского.
Их свобода во Христе была воспринята, как свобода от социальных условностей, ведь все замужние женщины в миру были скованы традицией иметь покрывала. У сестер появилась мода стричься коротко именно потому, что все замужние женщины были скованы традицией иметь длинные волосы. Поскольку мы свободны во Христе, никакие мирские правила не должны нас ограничивать – решили сестры в Коринфской церкви.
То, что люди в результате принимают сестер за женщин свободного поведения – так они духовно слепы, каждый судит в меру своей испорченности. Почему мы должны приноравливаться к их понятиям? Павлу пришлось вносить корректировки, напоминая сестрам, что они все еще подвластны мужьям (хоть и спасены) – «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
Тогда получается, что контекст высказывания – проблема не в непокрытой голове, и не в стриженой голове, проблема вообще не во внешности, а в гордости, непокорности и необузданности, знаком которых в данном случае и служат непокрытые и стриженые головы. Если предположить, что так обстояло дело с женами, то, что означают слова о мужьях, которые молятся с покрытыми головами, что это позор для них?
Наиболее логично использовать для объяснения стих 14 из той же главы: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него».
Этого аргумента Павел не привел бы, если бы обращался к своим соотечественникам. С иудеями Павел разговаривал как иудей, а с эллинами как эллин. В Израиле, и у его соседей длинные волосы у мужчин воспринимались совершенно нормально. Но Коринф был греческим городом, входившим в римскую империю, а и в Греции, и в Риме длинные волосы у мужчин воспринимались так же однозначно, как короткие у женщин. Все мужчины стриглись коротко — как низшие слои, так и аристократы.
Просто братья в Коринфе свободу во Христе восприняли примерно так же, как и сестры — только если сестры стали сбрасывать покрывала, и коротко стричься, то братья стали принципиально отращивать волосы — во Христе мы свободны от любых условностей! Тогда получается, что слова: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» – означают голову, покрытую длинными волосами.
Еще раз напоминаю, что все это — толкование отрывка, это не истина в последней инстанции. Наличие в Писаниях мест, которые невозможно прочесть однозначно, подразумевает, что Господь тем самым дал нам возможность напрягать свой разум, подыскивая объяснения, которые не расходятся ни с нашими убеждениями, ни с нашим здравым смыслом. И то, что я озвучил — именно вариант такого объяснения.
Если предположить, что именно так все и происходило, то в чем сегодня для нас значение этого отрывка? И имеет ли он вообще сегодня значение для нас? Культура-то изменилась, и в собраниях практически все замужние сестры сидят с непокрытыми головами, а кто-то и с короткой прической. Повторюсь, для Бога неважна наша внешность, Он смотрит не на лицо.
Но внешность важна:
1) Для нас самих — Адаму и Еве не зря после грехопадения была дана одежда. Спасенные грешники продолжают ими оставаться и свобода во Христе не означает, что борьба плоти и духа закончилась. Вот почему мы не можем приходить на собрание голыми (или полуобнаженными) и не стыдиться друг друга, хотя мы и спасены. Мы пока еще не на Небесах! Мы должны заботиться друг о друге, контролируя свой внешний вид. Даже летом следует помнить про оголенные участки тела и их восприятие противоположным полом. Если бы Павел писал 1-е Коринфянам в наши дни, то он написал бы: «Жены, не надевайте юбки выше колен. И незамужние, кстати, тоже».
2) Наша внешность важна для окружающих. Мы не должны искажать облик Господа Бога своим внешним видом. Бог хочет достучаться до каждого человека – говорить с ним на понятном ему языке. Наш вид не должен отталкивать или провоцировать людей той культуры, в которой мы живем, должен создавать понимание и доверие. Представьте, какие мысли приходили в голову людям, которые приходили на собрания в коринфскую церковь или встречали прихожан на улицах? Какой облик Бога они доносили до них? Внешность свидетельствует о том, что внутри.
Если просто внимательно проанализировать 1 Коринфянам, то вот как выглядела ситуация в коринфской церкви:
1). Братья отращивали длинные волосы;
2). Сестры вызывающе одевались, на собрании шумели, кричали, проповедника перебивали вопросами;
3). Некоторые прихожане имели совместный бизнес, а когда у них начинались проблемы в фирме, затевали судебные процессы друг с другом, нанимая адвокатов и судей из мира;
4). На собрание многие опаздывали, причем постоянно;
5). Те, кто приходил первыми, накидывались на приготовленную служителями еду, не думая о других, в результате пришедшим позже ничего не оставалось;
6). Многие имели мнение о себе как о пророках, могли внезапно встать посреди службы и начать громко произносить свои пророчества, не обращая внимания на порядок собрания;
7). Во время причащения многие просто пили вино, закусывая хлебом, нисколько не задумываясь, что они делают и для чего;
8). Было очень популярно спорить по поводу и без повода на различные библейские темы, объединяясь в группы единомышленников и выбирая себе авторитеты в церкви;
9). В вопросах сексуального характера незамужние и неженатые прихожане вели себя очень свободно, ничем не отличаясь от мирских, не считая это предосудительным. В семьях же прихожан были большие проблемы с покорностью жен мужьям, жены стремились руководить и задавать тон;
10). Работающих в церкви подозревали в том, что они используют денежные средства, выдаваемые им, в неблаговидных целях; многих искушало, что кто-то не работает, а живет за счет их сборов, были постоянные сплетни и пересуды на эту тему;
11). Многие приходили на собрание как на тусовку, в которой только они и вращались, даже не пытаясь строить отношения с людьми вне церкви, не говоря уже о том, чтобы искать и спасать погибающих.
Если проанализировать обстановку в церквях Рима, Эфеса, Колосс, Филипп, Фессалоник и т.д., то видно, что там не было настолько серьезных духовных проблем. Придя в Коринф и столкнувшись со всем этим, Павел был вынужден прибегнуть как к нестандартным видам учения, так и к необычному стилю служения – работающий полное время на церковь сам зарабатывал себе на жизнь, чтобы не искушать капризных, гордых и недоверчивых прихожан в Коринфе.
Так, в семье, где один из детей крайне запущен в воспитании, методы работы с ним будут значительно отличаться от воспитания остальных детей. Вот почему те вещи, которые встречаются в этом послании, не встречаются больше нигде. Таким образом, значение этих отрывков для нас сегодня в том, что хотя культура изменилась, остаются актуальными те духовные болезни, которым были подвержены коринфские прихожане. Кто может встать и сказать что он ни разу не переболел ни одной из тех, что были перечислены?
Так же важно видеть отношение Господа Бога к духовно слабым, выраженное через Павла: 1-е Коринфянам 12:22-25 – «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».
Обратите внимание – два из трех самых больших своих посланий Павел написал к самой слабой церкви. Кстати, 3-е самое большое из посланий, к Римлянам, судя по всему, тоже адресовано не к самой сильной церкви на тот момент. По крайней мере, внимательное прочтение практической части послания к Римлянам, с 12 по 16 главы, дает основание для подобного вывода. По человеческой логике, Павел должен был бы сфокусировать усилия на самых сильных церквях, и самые большие послания написать церквям македонским – чтобы больше была отдача. Но логика Бога иная, чем у людей.
Все проблемы с толкованием отрывка о покрытии головы, вызваны только лишь тем, что этот отрывок вырван из контекста данной главы, суть которой – гордость и превозношение прихожан в Коринфе, выражавшееся в том, как они относились к своему внешнему виду. А эта глава, в свою очередь – лишь часть специфичного учения Павла для именно этой церкви, крайне слабой духовно.
Хотя о внешнем виде напоминать приходится всем: 1Тим.2:8-10 – «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».
Как вы думаете – выдирать отрывки Библии из контекста, в принципе неправильный подход? Многие библейские персонажи проповедуют и учат в Библии, прибегая к отрывкам Писания, выдернутым из контекста. Весь Новый Завет можно обвинить в том, что он очень свободно обращается с текстами прежних Писаний.
Вывод: выдирать из контекста – не грех.
Важно кто и для чего это делает. Когда сатана в пустыне искушает Иисуса и цитирует 90-й Псалом, выдирая стих Псалма из контекста – тут все понятно. Но когда ученики Иисуса в 1-м столетии или в 21-м столетии проповедуют и цитируют Писания, слишком вольно трактуя те или иные отрывки, это может вызвать неприятие людей с академическим знанием текста Библии.
Я постарался дать свою трактовку отрывку о покрытии головы, а, по большому счету, получилась статья о том, как удивителен и разнообразен наш Господь Бог в любви и учении, и в методах, которыми он доносит свою любовь и свое учение.