История формирования догмата о Троице

 

Бог непознаваем, именно поэтому Бог по Своей инициативе явил Себя нам, чтобы человек в своих философских размышлениях не придумал себе другого бога…

Начало богословскому раскрытию догмата Троичности полагает св. Иустин Философ (ок. 100—165 гг.). В слове «Логос» Иустин находит эллино-философский смысл «разума». В этом смысле Логос является уже чисто имманентным божественным принципом. Но так как предметом божественного мышления у Иустина односторонне представляется лишь внешний мир, то и исходящий от Отца Логос становится в сомнительное отношение к миротворению.

«Сын рождается, когда Бог в Начале все создал через Него». Рождение Сына, следовательно, хотя и предваряет творение, но находится с ним в тесном соотношении и представляется совершающимся перед самым творением; а так как причиною рождения представляется воля Отца, и Сын называется служителем этой воли, то Он становится в отношение решительной субординации — έν δευτέρα χώρα (на втором месте).

В этом воззрении можно усмотреть ошибочные направления, в борьбе с которыми и совершилось надлежащее раскрытие догмата. И иудейско-религиозное воззрение, воспитанное на ветхозаветном откровении, и греческо-философское одинаково тяготели к признанию абсолютной монархии в Боге. Различие в том, что иудейский монотеизм выходил из понятия о единой божественной воле, а философское умозрение (нашедшее своё завершение в неоплатонизме) понимало абсолютное бытие в смысле чистой субстанции.

Иустин Философ (ок. 100—165 гг.): Апология 2-я, 61:

Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись через Христа, — чтобы, если опущу это, не подумали обо мне, что я лукавлю в своем объяснении. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов.

Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: » если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное».

Чтобы получить нам отпущение прежних грехов — в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие.

А омовение это называется посвящением, потому что посвящаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый.

Ипполит Римский (~170 –†~235): Апостольское предание,  21:

Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой. Вода должна быть проточная из источника или текущая с высоты. Пусть это совершается таким образом. Если же есть постоянная и срочная необходимость, пользуйся водой, которая есть.

Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников. Затем крестите мужчин и, наконец, женщин, после того как все они расплетут свои волосы и снимут золотые и серебряные украшения, имеющиеся на них.

В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем благодарения. И он берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей благодарения и становится справа от пресвитера.

Когда пресвитер принимает каждого из приступающих ко крещению, пусть повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всего твоего служения и от всех дел твоих». После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря: «Всякий дух да удалится от тебя». И пусть представляет его обнаженным епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит.

Диакон тоже пусть спустится с [крещаемым] таким образом в воду. Когда крещаемый войдет в воду, то совершающий крещение пусть возложит на него руку, говоря так: «Веруешь ли ты в Бога Отца Всемогущего?» И тот, кто крещается, пусть говорит: «Верую». И тотчас имеющий руку на голове его пусть погружает его один раз.

И после этого пусть он говорит: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых?»

И когда он ответит: «Верую», то пусть погружает его во второй раз и скажет: «Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?» И крещаемый пусть говорит: «Верую». И тогда пусть погружает его в третий раз.

И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.

Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во веки веков. Аминь».

После, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову крещаемого, пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во имя Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа». Помазывая его лоб, епископ пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности.

Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, крещаемые не должны…

Апостольское правило № 50:

Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даваемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Толкование.     Аристен.

Кто совершает таинство не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, тот лишается священства. Господь заповедал крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Посему, если какой епископ, или пресвитер воспротивится Господней заповеди, и будет крестить в одно погружение, на том основании, что крещение возвещает смерть Господню, то будет извержен.

Вальсамон.

Совершать таинство Святаго крещения через три погружения, то есть во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а крестит однажды, по причине единства Божества и троичности ипостасей, или ради смерти Христа на кресте и тридневнаго Его воскресения. Ибо в смерть Его крестихомся (Рим.6:3). А «крещения» здесь должно принимать вместо погружений. Правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и нечестиво.

Так, с течением времени, лишались священства епископы и диаконы, исполнявшие таинства так, как это делали Апостолы в книге Деяний, поэтому Апостолы тоже должны быть лишены полномочий по новым правилам, придуманным последователями платонизма. А инквизиция и была создана для соблюдения чистоты учения.

     Понять и признать, что ты ошибался всю жизнь, это огромный стресс и человек неосознанно будет избегать этого всеми силами. Есть люди, которые способны критически переосмысливать свои убеждения и которые могли бы выбраться из подобной ловушки,  но они, чаще всего, изначально в нее не попадают.

     Тринитаризм  –  не просто вера в Триединого Бога. Это определенная особенность менталитета, образа мышления и восприятия человека с философским складом ума, слабостью рационального логического мышления, склонностью к эмоциональному или чувственному восприятию.

     Тринитариев можно сравнить с влюбленной девушкой, которая находится в плену созданного в ее воображении образа мужчины. И когда начинаешь развенчивать этот образ рациональной и последовательной критикой, то встречаешься с пылким сопротивлением, настолько влюбленная девушка очарована этим образом, что готова яростно его защищать любыми способами…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *