История крещения в церкви

Многие историки и богословы подгоняют работы древних писателей к собственной точке зрения, отыскивая в них учения, которых в Писании просто не существует. С другой стороны, доктринальная предвзятость историков-богословов может ограничивать их в понимании библейских учений. Поэтому более поздние изложения посланий отцов послеапостольского времени свидетельствуют о составленном дополнении к ранним версиям тех же посланий. Например, «Дидахе», которая была написана во II веке.

Самый древний сохранившийся манускрипт этой рукописи, датируется XI веком (1056г.). Это означает, что есть огромная вероятность того, что за 900 лет переписывания могло быть произведено множество дополнений и изменений. Именно поэтому данный документ содержит многочисленные учения Римской католической церкви. Поэтому античность манускрипта еще не является гарантией чистоты библейского учения.

Отцы церкви раннего послеапостольского века (90-140 гг.) учили, что крещение предназначалось только для верующих, и покаяние должно было предшествовать ему, чтобы крещение имело действительную силу, а без покаяния и веры оно не значило ничего. После того, как в традицию Церкви было внедрено крещение детей и младенцев, теологи вдруг стали учить о том, что вера и покаяние могут следовать за крещением.

Историки Церкви согласны с тем, что первая Церковь крестила через погружение в воду. Ерма говорит о крещении через погружение, а Ириней († 202) отрицал в своих трудах крещение через обливание или опрыскивание. Тертуллиан († 220) учил крещению через погружение и осуждал крещение младенцев. Киприан († 258) – первый поборник кропления, но даже он считал погружение нормальным методом. Он говорил о крещении погружением в воду, но делал исключение в виде кропления для больных.

Первые апостольские христиане верили, что крещение является частью всего спасения. Изменение, которое претерпевал человек при водном крещении, приписывалось воде и имени Христа, действие которых было не просто символическим, а реальным. Для греческих апологетов (130-180 гг.) крещение было «омовением для прощения и возрождения». Они говорили, что «крещение приносит прощение грехов и новую жизнь, и поэтому оно необходимо для спасения».

Другие древние богословы, которые учили о прощении грехов через водное крещение, были: Иустин Мученик, Ириней, Ориген, Тертуллиан, Августин. Они проповедовали о водном крещении как о «рождении от воды и Духа», о котором говорится в Ин.3:5, а Ипполит и Киприан называли водное крещение ещё и «банею возрождения» (Тит.3:5). Тертуллиан называет крещение «печатью веры, необходимой для спасения», утверждая, что стих Ин.3:5 «связал веру с необходимостью водного крещения».

Ириней, известный богослов и епископ, писал, что в крещении «мы становимся чистыми посредством священной воды и призывания имени Господа». Иоанн Креститель предсказывал о будущем прощении грехов, а ученики Иисуса во время Его земного служения продолжали крестить Иоанновым крещением.

Эти рукописи представляют различные богословские течения, однако все они имели единое мнение о необходимости водного крещения. Возникновение противостояния из-за еретических способов крещения в III веке показывает, что до этого времени Церковь была едина в том, что может быть только одно крещение, и что оно важно для спасения человека. Первоначальный способ крещения, о котором мы знаем из книги Деяний, заключался в однократном погружении в воду с призыванием имени Господа Иисуса Христа. В разные времена к такому способу крещения было добавлено: а) тринитарное имя; б) нравственный обет; в) троекратное погружение; г) исповедание веры; д) обряд помазания; е) небесные покровители; ж) вкушение молока и меда.

Можно сделать вывод, исходя из фактов истории: изначальная фраза во время крещения была: „во имя Иисуса Христа“ или „во имя Господа Иисуса“. Тринитарное крещение было поздним изобретением. После единственного упоминания о ней в Мф. 28:19 мы нигде её больше не находим, как только вновь в манускриптах Иустина Мученика, но его формула никак не согласуется с Евангелием.

С формулой крещения тесно связано учение о Боге. Первые послеапостольские отцы церкви, такие как: Игнатий, Климент Римский и Поликарп не были тринитариями. Все они верили в Единого Бога и в Иисуса, как Сына Бога, явившегося во плоти. Не удивительно, что в их трудах не найдете никакого намека на тринитарную формулу водного крещения.

В III веке возник спор о действительности водного крещения, совершаемом еретиками. Стефан, епископ Римский, считал такое крещение действительным, в то время как североафриканский богослов Киприан уверял, что нет. В противовес Стефану Киприан говорил о еретиках, которые крестят «во имя Иисуса Христа». В своей речи он задает вопрос: «Можно ли считать „еретиков“, которые крестят во имя Иисуса Христа, получившими прощение грехов, когда Сам Христос повелевает язычникам креститься в полное имя Святой Троицы?», далее Киприан говорит, что «еретики» этим отрицают Отца и богохульствуют, «поэтому крещение во имя Иисуса не может спасти их (?!)».

Собор в Константинополе в 381 г. и в 450 г. осудил крещение Савеллия, которое было распространено в Галатии. В дополнении IV и V веков к «Постановлениям Апостольским» осуждаются те, «кто совершают только одно погружение в смерть Христову», и говорится о требовании троекратного погружения с произнесением тринитарной формулы. Закон Юстиниана от 529 г. объявил смерть всем не принимающим тринитарное учение. Собор в Константинополе в 553 г. еще раз осуждает крещение Савеллия, и лично Мартин Дамиан († 579), епископ Брагский, в своих письмах клеймит крещение Савеллия за еретичность «единократного погружения в единое имя».

   Томас Эдвард Английский писал в 1646 г. о некоторых «еретиках», которые утверждают, что крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа было выдумкой человеческой, и что истинное христианское крещение должно быть «во имя Иисуса Христа».

Но уже в XIX веке многие из Плимутского Братства, наряду с другими английскими общинами учили на основании Деян. 2:38, что крещение должно быть только «во имя Иисуса Христа».

Список христиан, которые верили в Божественную сущность Иисуса Христа, и крестились в Его имя:

1) Эпоха до Собора в Никее: послеапостольские отцы Церкви: Климент Римский, Поликарп, Ерма, Игнатий, Ириней, некоторые монтанисты, Ноэт, Праксей, Эпигон, Клеомен, римские епископы Каллист и Зефирин, как известно из письменных источников, «большинство верующих во дни Тертуллиана», Савеллий.

2) Эпоха Никейского Собора: Маркелл Анкирский, Фотин, Коммодиан, Прискилла, савеллиане.

3) Средневековье: савеллиане, прискиллиане, последователи Евхита, Богумила; Аберленд, Алмарик Венский, и другие неизвестные «еретики».

4) Эпоха Реформации: Мигель Сервет (чье учение было известно Лютеру, Цвингли и Кальвину, и который был сожжен на костре при одобрении Кальвина), Эммануил Сведенборг (который признал ошибку учения о Троице, но учил какому-то необычному, небиблейскому учению), некоторые анабаптисты, антитринитарии, Уильям Пени и первые квакеры.

5) Девятнадцатый век: Джон Клаус (Англия), Джон Миллер (США), некоторые Конгрегационалисты Новой Англии.

6) Двадцатый век: пятидесятники-единственники, некоторые субботники, некоторые харизматические общины.

Крещение во имя Господа Иисуса Христа существовало на протяжении всей истории и сейчас претерпевает сильное пробуждение.

 

Скачать статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *