Почему учение о Троице было принято только в 381году? Евангелие, распространяясь, дошло до греческих философов, которые ещё Павлу говорили: «…об этом послушаем тебя в другой раз…» и они предъявили христианам очередную претензию примерно так:
– Вы говорите, что Отец – Бог? – Да, Бог!
– Вы говорите, что Сын – Бог? – Да, Бог!
– Вы говорите, что Дух Святой – Бог? – Да, Бог!
– Ребята, у вас проблема – у вас три бога, а это многобожие!
И ещё по нескольким причинам, христиане разделились на два лагеря: одни исповедуют Единого Бога, как Триединого (Троицу), и их большинство, но есть меньшинство, как то: Унитарии, Единственники, Свидетели Иеговы и т.д., которые исповедуют Единого Бога, как Единого и это – Отец.
Почему-то вошла в обиход для всех христиан одна формула: Бог должен быть один. Меньшевики решили: Если Бог это – Отец, то Сын в принципе не может быть Богом, чтобы не было многобожия. При этом им приходится закрывать глаза на места Писания, противоречащие их доктрине.
Большевики решили: мы не можем закрывать глаза на места Писания, по которым понятно, что Сын – тоже Бог и лучшего выхода не придумали, как соединить всех, кого посчитали Богами, в одно целое, Троицу, чтобы соблюсти эту же формулу – Бог должен быть ОДИН.
Те и другие говорят: «Обратимся к Библии»… Но вначале разберемся со словом «бог».
Слово «элоах» (множественное – элохим), которое все переводят на русский – «бог», дословно переводится: мощь, энергия, сила, власть. Это значит, что любое существо, имеющее силу и власть называется «элоах» – «бог» (даже цари, цезари и фараоны назывались – боги). А вот теперь, исходя из вышесказанного, читаем Писание.
Во 2Кор.4:4 сатана назван «богом века сего», потому что он имеет мощь, энергию, силу и власть над хитростью захваченной Землей и всем её содержимым. Чтобы защитить свою доктрину, говорят: «бог написано с маленькой буквы, значит – не бог». Но в Исходе (Исх.7:1) Моисей назван «Бог для фараона» с большой буквы, значит ли это, что Моисей входит в Троицу? Люди просто не знают, что раньше писали без пропусков между словами и без запятых, точек и заглавных букв, поэтому все знаки и заглавия расставлены не так давно. На самом деле Бог дал Моисею силу и власть над фараоном, поэтому и сказано: «Моисей – Бог над фараоном». А если бы сатана не был богом над землей, то архангел Михаил, «князь божьего народа», споря с сатаной о теле Моисеевом, не пообещал бы пожаловаться «Богу над всеми богами» на противление сатаны.
Теперь нам понятно, что Иисус – точно Бог (Ин.1:1), ведь Он имеет силу и власть от Отца (Ин.3:35) и не ниже других богов (Фил.2:9; Евр.1:4)! И здесь решается проблема всех христиан: Всевышний Бог или Бог богов – один и это – Отец, Который никогда и никем не был рожден, и никогда и ни от кого не исходил (1Иоан.2:14 — Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального), но Сам является Первопричиной всему и всем (1Кор.8:6 и Ин.1:1-3; Ин.1:18). Он есть Бог богов и Владыка Владык (Втор.10:17), т.е. Бог, Который выше всех богов – Всевышний Бог. А Иисус – Сын Всевышнего Бога (Лк.1:32 и Лк.8:28), поэтому и сидит справа от Отца (Пс.109:1 и Откр.22:1,3).
Царство Небесное принадлежит Отцу, воля там исполняется Отца (Мф.6:9-13 и Лк.11:2), а Сын ничего не делает Сам от Себя (пол Библии ссылок), но исполняет волю Отца, чего и нам желают… А за то, что Сын никогда не возвращался к Отцу не выполнив задание (Ис.55:11), Всевышний Бог предал все в руку Сына (Ин.5:19-22), поэтому Ему дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). Как Сын победил и сел на престоле Отца, так и побеждающим (Откр.3:21) из нас даст сесть на престоле Своем на период Тысячелетнего Царства, а затем все вернет Отцу (1Кор.15:28) и, как и до восстания сатаны, Бог-Отец будет над всем вечно, а Сын – вечно справа (Откр.22:1,3).
В Новом Завете пишут просто «Бог», но относится это к Отцу, Который однажды родил Себе Сына-Слово из недра Отчего (Ин.1:18). И Сыну Он не равен (Ин.20:17) – были бы это братья-тройняшки, то были бы равны, но, если один из них первенец, то он уже – главный и имеет всё. А Отец – всегда Сыну глава и это неравенство закреплено в Их Именах: один всегда – Отец и другой всегда – Сын и не поменяются именами или положением, а «фамилия» у Них одна: по-славянски – Я Есмь или Сущий, по-русски: Существующий или Живой, по-еврейски: Яхве (от слова «хавах» – быть, существовать или вообще – жизнь).
Ин.10:30 Я и Отец – одно Мы Есмь. Почему вытерли из Библии «Мы Есмь», но оно сохранилось в греческом оригинале? Мешает склеить всех богов в одно? Для чего «исправили» Библию тысячу лет назад, вписав в первое послание Иоанну в пятую главу седьмым стихом (1Ин.5:7) — «…Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»? Исключительно для хоть какого-нибудь упоминания о новом боге, неизвестном ранее евреям. Евреи, прежде чем слушаться нового бога, спрашивали, кто он: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх.3:13).
В Библии нет упоминания о Троице, так как это учение появилось почти через двести лет после Иисуса Христа, поэтому апостолы ничего не слышали о триедином боге. Апостолы знали истину: 1Кор.8:5-6 — … есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас (у христиан) один Бог – Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё (создано), и мы Им (созданы, а потом искуплены для жизни вечной). 1Кор.8:7 — но не у всех такое знание…
Евангелие от Матфея изначально было написано на арамейском языке (явно – для своих, для евреев), о чем говорят свидетельства отцов церкви. Но его перевели на греческий, как и весь Новый Завет, а на арамейском не сохранилось ни одного экземпляра. В греческом переводе появилось распоряжение в Мф.28:19 крестить всех «…во имя Отца и Сына и Святаго Духа…», но при жизни апостолов такого распоряжения не было и поэтому они все делали только во имя Христа (найдите в Деяниях Апостолов какое-нибудь опровержение). Апостолы крестили, лечили и духов изгоняли только именем Христа. Это что, апостолы махнули рукой на указание Самого Иисуса Христа в Мф.28:19? Нет!
Всегда была надежда, что евреи сохранили хоть одно евангелие на арамейском языке без указания крестить. Вот Евангелие от Матфея на иврите в издании Шем-Това ибн-Шапрута: https://tvereparhia.ru/biblioteka-2/e/660-evangelie/21334-evangelie их сохранилось в мире 9 экземпляров.
Во втором веке Иустин в «Апологии»1.5-6 говорит: «…о единственно истинном Боге, Отце праведности, воздержанности и всякой добродетели, свободном от скверны. Ему же и Сыну, исшедшему от Него и научившему нас всему, и Духу пророчеств мы возносим хвалу, ибо Их познали в разуме и истине…». У апологетов до третьего века бросается в глаза отсутствие триединого Бога: они говорят об отдельных – Боге и Его Слове, т.к. идея триединства Бога и само новое имя Бога – Троица ещё не пронзили богословия.
У Евсевия Кесарийского, автора «Церковной истории», есть в нескольких трудах 24 ссылки на Мф.28:19, которые можно перевести как – «Делайте именем Моим учениками все народы» или «Идите и научите все народы во имя Моё» и ни слова о крещении.
Впервые термин «тринитас» (Троица) ввёл Тертуллиан, который имел блестящую подготовку в области римской риторики, философии и умел излагать свои мысли убедительно и чётко, что оказывало большое влияние на его собеседников. До обращения к «новому пророчеству» Тертуллиан был ревностным защитником учения соборной Церкви от ересей.
«Правило веры» в его изложении начинается с веры в Бога-Творца, пославшего Слово, Сына Своего, дабы Оно стало Богом Ветхого Завета. Святой Дух нисходит вместе со Словом, и Оно воплощается во чреве Девы Марии. После служения на земле и Голгофы, Иисус Христос восходит на небеса, откуда посылает Дух верующим. Сам Он вернётся и воскресит мёртвых, после чего возьмёт святых во славу, а нечестивых приговорит к вечным мукам. «Сие правило преподано было Христом и не рождает никаких вопросов, кроме тех, что задают еретики, ибо сомнение делает людей еретиками» («Предписание против еретиков»,7). Он отказывает «еретикам» в праве обращаться к Библии за аргументами – они не христиане и не должны касаться того, что им не принадлежит («Предписание против еретиков»,37).
Он убежден, что принял от апостолов единственную истину, а всё остальное – лишь дьявольское заблуждение, новое – всегда еретично («Предписание против еретиков», 21) и это перекликается с Гал.1:8-9. Парадоксально, но факт: человек, отстаивавший даже мельчайшие подробности церковного быта, как апостольское наследие, хотя о них не было упомянуто в Библии, вдруг становится горячим сторонником «нового пророчества». Какую бы точку зрения он ни отстаивал, он это делает искренне и красноречиво, а аргументы оказываются вескими и неоспоримыми. Приняв «новое пророчество», Тертуллиан стал монтанистом, его понятие о Боге в корне изменилось.
Справка: монтанизм (фригийская ересь) – движение, ставшее причиной распрей в церквах, хотя появилось в одной из самых христианских земель – в Малой Азии. Главное отклонение от ортодоксального христианства заключалось в вере, что обетованный в Ин.14:26 Утешитель явился им ныне и дал более строгие заповеди, чем оставленные Христом (хотя – Гал.1:8-9; 2Кор.11:3-4).
Таким образом, монтанизм можно описать, как «строгую дисциплину, основанную на новом откровении». В результате немало общин были расколоты, а Евсевий дал крайне отрицательную оценку движению («Церковная история»,5.16-18), основываясь на сведениях, поступающих из монтанистских церквей, – об экстатических (от слова «экстаз») пророчицах, странных знамениях и чудесах. Все эти необычные проявления приписывались бесовской силе (т.к. бьющиеся в экстазе – мучимы бесами), поэтому советы пресвитеров единодушно отлучали от Церкви приверженцев нового движения.
Сведений не сохранилось, покинул ли Тертуллиан карфагенскую церковь, примкнул ли к сектантам, увёл ли за собой в раскол других верующих, но в его поздних работах появилось много высказываний, восхваляющих «новое пророчество» и критикующих традиционную церковь. Тертуллиан называл это борьбой «духовных» людей с «душевными» по 1Кор.2:14-16 — «Я постепенно отдалился от душевных людей из-за своих речей в защиту Духа Утешителя, Которого познал» («Против Праксея»,1).
Став монтанистом, Тертуллиан забыл, что сам призывал прощать любые проступки, даже самые тяжкие, и осуждал братьев, не желавших примириться с покаявшимися грешниками («О покаянии»,7.9). Ему теперь хотелось, чтобы все споры о поведении христиан решались на совете пророков; для объяснения метафизического вопроса он прибегает к видению пророчицы, как к главному аргументу («О душе»,9).
И вот этому человеку, получившему от какого-то нового «духа-утешителя» «новое пророчество», заменившее учение Апостолов, христианский мир обязан введением нового понятия о Боге, о котором не подозревали даже апостолы: Бог Всевышний – есть триединая, неделимая Троица! Где третьим, равнозначным первому и второму лицам – посетивший Тертуллиана «дух-утешитель» (сбылись мечты одного из духов – стать равным Богу).
Хотя христианство тогда не приняло новой доктрины, но семя было посеяно и через сто лет взошло, когда почва была подготовлена чередой целенаправленных событий (можно не уточнять – кому это выгодно?).
Преподобный Афанасий всю свою жизнь положил на то, чтобы доработанное им учение о Троице стало основополагающим в христианстве.
Богословы объясняют: других богов нет, упоминаемые в Библии боги – это деревянные идолы, получается: Бог богов – Бог над деревяшками? Ис.21:9 – …идолы богов… (сам идол ничто – это изображение какого-либо бога, но за изображением стоит бог, которого сатана поставил над этим народом).
Бог богов, Который над всеми богами, сказал, что они исчезнут с земли и из-под небес, потому что не сотворили небо и землю (Иер.10:11), т.е. никого из «невсевышних» больше не останется, кроме Бога богов и Сына-Слова Божьего (Он сотворил всё: Кол.1:15-17) и будет всегда справа от Отца (Откр.22:1,3).