В «Католической энциклопедии» говорится: «Столь таинственный догмат предполагает Божье откровение». Католические ученые Карл Ранер и Герберт Форгримлер пишут: «Строго говоря… Троица – это тайна… которую невозможно узнать без откровения и которая даже после откровения не может стать полностью понятной» («Kleines Theologisches Wörterbuch»).
Однако утверждение о том, что если учение о Троице настолько запутанная тайна, то оно должно было появиться в результате Божьего откровения, порождает другую серьезную проблему. Почему? Потому что само Божье откровение не допускает такого взгляда на Бога, говоря: «Бог не есть Бог неустройства» (1Кор.14:33). Более того, неужели людям нужно быть богословами, чтобы «узнать единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа» (Ин.17:3)?
Если учение о Троице истинное, оно должно быть ясно и последовательно изложено в Библии. Почему? Потому что, как утверждали апостолы, Библия – это откровение Бога о Себе, которое он дал человечеству. А так как нам нужно знать Бога, чтобы правильно Ему поклоняться, то можно ожидать, что в Библии четко объясняется, кто Он.
Павел проповедовал людям в городе Верии, «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян.17:10,11). В Деян.17:2,3 написано: «Павел, по своему обыкновению… говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им» по Писаниям то, о чем шла речь. Иисус сам подал пример в том, что основывал свои учения на Писании, неоднократно говоря: «Написано». Он «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Мф.4:4,7; Лк.24:27).
Итак, Иисус, Павел и верующие, жившие в I веке, учили людей, опираясь на Писание. Они знали, что «все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17; 2Пет.1:20,21; 1Кор.4:6; 1Фес.2:13). Если Библия может исправлять, то в ней должно быть ясно изложено такое важное учение, как учение о Троице.
Но считают ли сами богословы, что это учение библейское?
В одном протестантском издании говорится: «Слово Троица не встречается в Библии… Официально оно вошло в богословие церкви не раньше IV века, это не слово, сказанное прямо и непосредственно Богом». («The Illustrated Bible Dictionary»). В «Католической энциклопедии» также отмечается: «В Писании в действительности нет какого-то одного термина, который обозначал бы Три Божественных Лица вместе. Слово τρίας [три́ас] (которое переводится на латинский как trinitas [тринитас]) впервые встречается в трудах Феофила Антиохийского приблизительно в 180 году н. э. […] Через некоторое время латинская форма trinitas появляется в трудах Тертуллиана».
Если в Библии не встречается слово «Троица», то есть ли в ней, по крайней мере, четко изложенная идея о Троице? Что показывают, например, Еврейские Писания (Ветхий Завет)? «Сегодня богословы согласны в том, что в Еврейских Писаниях Библии нет догмата о Троице» («The Encyclopedia of Religion»). И в «Новой католической энциклопедии» тоже говорится: «В Ветхом Завете нет догмата о Святой Троице». Подобным образом иезуит Эдмунд Фортман признает в своей книге «Триединый Бог» («The Triune God»): «Ветхий Завет… ни прямо, ни косвенно не говорит о Триедином Боге, который есть и Отец, и Сын, и Святой Дух».
Видеть в Ветхом Завете указания или намеки на троицу лиц, или ее «завуалированные признаки» означает выходить за рамки слов и смысла святых писателей. Нет никаких доказательств того, что кто-либо из святых писателей хотя бы подозревал о существовании Троицы в Боге. Исследование Еврейских Писаний подтверждает эти слова. Значит, в первых 39 книгах Библии, которые составляют достоверный канон боговдохновенных Еврейских Писаний, нет четко изложенного учения о Троице.
Но, может быть, о Троице ясно говорится в Христианских Греческих Писаниях (Новом Завете)? В одной энциклопедии сказано: «Богословы соглашаются, что в Новом Завете нет ясно высказанного догмата о Троице» («The Encyclopedia of Religion»). Эдмунд Фортман утверждает: «Писатели Нового Завета… не сформулировали официальный догмат о Троице и не изложили ясное учение о том, что в одном Боге три равносущих божественных лица. Мы нигде не найдем никакого догмата о трех отдельных божественных лицах, существующих и действующих в одном Божестве». В «Новой британской энциклопедии» сказано: «В Новом Завете нет ни самого слова „Троица“, ни ясно выраженного догмата о ней».
«В Библии нет ясно выраженного утверждения, что Отец, Сын и Святой Дух одинаковы по сущности» сказал протестантский богослов Карл Барт. («The New International Dictionary of New Testament Theology»). Профессор Йельского университета Вошберн Хопкинз подтвердил: «Иисус и Павел были не знакомы с догматом о Троице… они ничего не говорят о нем» («Origin and Evolution of Religion»). «Иисус Христос никогда не упоминал о таком явлении, и нигде в Новом Завете не появляется слово „Троица“. Эта идея была принята Церковью только через триста лет после смерти нашего Господа» («The Paganism in Our Christianity»). Итак, ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в каноне 27 боговдохновенных книг Христианских Греческих Писаний нет ясного учения о Троице.
Учили ли Троице первые христиане? Посмотрим, что говорят историки и богословы.
«В раннем христианстве не было такого ясного догмата о Троице, какой был позднее разработан в символах веры» («The New International Dictionary of New Testament Theology»). «Первые христиане, однако, сначала не думали применять идею [о Троице] к своей собственной вере. Они были преданы Богу Отцу и Иисусу Христу, Сыну Бога, а также признавали Святой Дух; но не было представления о том, что эти три составляют реальную Троицу, будучи равносущими и едиными в Одном» («The Paganism in Our Christianity»). «Ранней христианской вере не была присуща идея о Троице… Как видно из Нового Завета и других христианских писаний ранних времен, идеи о Троице не было ни в апостольские времена, ни сразу после них» («Encyclopædia of Religion and Ethics»).
Доникейские отцы были признаны ведущими религиозными учителями первых веков после рождения Христа. То, чему они учили, представляет для нас интерес.
Юстин Мученик, который умер примерно в 165 году н. э., называл Иисуса до его прихода на землю рожденным ради творения Логосом, который «отличен от Бога, сотворившего все». Юстин говорил, что Иисус был ниже Бога и «никогда не делал ничего за исключением того, что Творец… желал, чтобы он сделал или сказал».
Ириней, который умер приблизительно в 200 году н. э., говорил, что, до того как стать человеком, Иисус существовал отдельно от Бога и подчинялся ему. Ириней указывал, что Иисус не равен «Тому, кто является истинным и единым Богом», который «стоит выше всего и кроме которого нет другого».
Климент Александрийский, который умер примерно в 215 году н. э., называл Бога «не сотворенным, вечным и единым истинным Богом». Он говорил, что Сын «стоит следом за единственно всемогущим Отцом», но не равен ему.
Ориген, который умер примерно в 250 году н. э., говорил, что «Отец и Сын — это две личности… два существа, что касается их сути» и что «по сравнению с Отцом, Сын очень малый свет». Иисус получил «имя превыше всякого имени» после искупления нас.
Итак, со времен Христа прошли века, прежде чем учение о Троице широко распространилось в христианском мире. Но чем руководствовались при принятии решений? Словом Бога или клерикальными и политическими мотивами? Вошберн Хопкинз отвечает: «Окончательное ортодоксальное определение Троицы было, по большому счету, делом церковной политики» («Origin and Evolution of Religion»).
История формирования учения о Троице согласуется с тем, что предсказывали Иисус и его апостолы на время, которое наступит после них. Они говорили, что начнется отклонение, отступление от истинного поклонения, которое будет продолжаться до возвращения Христа, и тогда, перед наступлением Божьего дня уничтожения этой системы вещей, будет восстановлено истинное поклонение.
Об этом «дне» апостол Павел говорил: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2Фес.2:3,7). Позднее он предсказал: «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:29,30).
Другие ученики Иисуса также писали об этом отступничестве и о его «человеке греха» – духовенстве (2Пет.2:1-2; Иуд.3-4). «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4).
В «Американской энциклопедии» сказано: «В сформировавшейся теологической теории о Троице в IV веке, не отражалось первоначальное христианское учение о природе Бога; наоборот, эта теория была отклонением от этого учения» (1Тим.1:6,7).
Откуда же пошло это отклонение? В предисловии к книге Эдварда Гиббона «История христианства» («History of Christianity») говорится: «Если язычество было побеждено христианством, то столь же правильно и то, что христианство было испорчено язычеством. Чистый деизм первых христиан был превращен Церковью Рима в непостижимую догму о Троице. Многие языческие принципы, введенные египтянами и идеализированные Платоном, были сохранены как достойные веры».
О влиянии греческой философии говорится: «Учениям о Логосе и Троице придали форму Греческие Отцы, на которых прямо или косвенно очень сильно влияла философия Платона… то, что ошибки и искажения прокрались в Церковь именно из этого источника, неопровержимо» («The New Schaff- Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge»).
«Учение о Троице формировалось постепенно, и это происходило сравнительно поздно… это учение берет начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Христианскими Писаниями, оно сформировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов, находившихся под влиянием философии Платона» («The Church of the First Three Centuries»).
Неразрывными христианство и неоплатонические философии стали к концу III века. Как говорит Адольф Харнак, церковное учение «прочно укоренилось в почве эллинизма [языческого греческого мировоззрения]. Так оно стало тайной для подавляющего большинства христиан» («Grundriß der Dogmengeschichte»). Церковь заявила, что ее новые учения основаны на Библии. Но Харнак говорит: «В действительности она узаконила в своей среде эллинское умозрение, суеверные взгляды и обычаи языческого поклонения-таинства». «Мы можем проследить историю возникновения этого учения и найти его источник, но не в христианском откровении, а в философии Платона… Троица – это не учение Христа и его Апостолов, а вымысел школы более поздних последователей учения Платона» («A Statement of Reasons»).
Итак, в IV веке н. э. предсказанное Иисусом и апостолами отступничество расцвело пышным цветом.
Если бы Библию прочитал от начала до конца непредвзятый читатель, пришел бы он сам к выводу, что Бог триедин? Вовсе нет. Не предвзятому читателю стало бы абсолютно ясно, что Бог Всевышний — Творец, отдельная личность, не похожая ни на кого другого, и что Иисус, даже во время его до человеческого существования,— тоже отдельная и индивидуальная личность, но подчиненная Богу.
Библейское учение о том, что существует только один Бог, называется монотеизмом. Профессор церковной истории Л. Л. Пейн показывает, что монотеизм в своей чистейшей форме не оставляет места для Троицы: «Ветхий Завет строго монотеистичен. Бог — это отдельная личность. Представление о том, что там можно найти Троицу – совершенно необоснованно».
Случилось ли что-нибудь с монотеизмом после того, как на землю пришел Иисус? Его учение было традиционно еврейским; конечно, он представил новое евангелие, но не новую теологию. И он был убежден в истинности возвышенного стиха еврейского монотеизма: «Слушай, Израиль, Господь наш Бог – один Бог». Эти слова находятся во Второзаконии 6:4. В Синодальном издании этот стих звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Ничто в грамматическом строении этого стиха не дает повода предполагать, что речь здесь идет более чем об одной личности.
В словах апостола Павла также не найти указания на какое-либо изменение в природе Бога, даже после того, как Иисус пришел на землю. Павел писал: «Бог один» (Гал.3:20; 1Кор.8:4-6). Тысячи раз в Библии говорится о Боге как об одной личности. Когда он говорит, то говорит как неразделенная личность. Это выражено в Библии предельно ясно. Бог говорит: «Я Господь (Яхве), сие Мое есть имя, и не отдам славы Моей иному» (Ис.42:8). «Я Господь (Яхве), Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3).
Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновенным писателям Библии нужно было бы говорить о Нем как об одной личности? Разве это не было бы обманом? Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, Он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали бы об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений. Это должны были сделать по крайней мере те, кто писал Христианские Греческие Писания, ведь они лично общались с собственным Сыном Бога. Но они этого не сделали (Гал.1:8-9).
Из слов писателей Библии совершенно очевидно как раз противоположное: Бог – это одна Личность; уникальная, нераздельная Личность, которой нет равных. «Я Господь (Яхве), и нет другого; нет Бога кроме Меня» (Ис.45:5). «Ты, Которого одного имя Господь (Яхве), Всевышний над всею землею» (Пс.82:19). Иисус называл Бога «единым истинным Богом» (Ин.17:3). Он никогда не говорил о Боге как о божестве, состоящем из нескольких личностей.
В Еврейских Писаниях слово ’эло́хах (бог) имеет две формы множественного числа, ’элохи́м (боги) и ’элохэ́х (боги чего- или кого-либо). Эти формы множественного числа обычно относятся к Яхве и в таком случае переводятся единственным числом «Бог». Указывают ли эти формы множественного числа на Троицу? Нет. Слово ’элохи́м означает не «личности», а «боги». Поэтому те, кто утверждает, что это слово подразумевает Троицу, становятся политеистами, потому что в таком случае в Троице должно быть три бога. Но почти все верующие в догмат о Троице отвергают тот взгляд, что Троица состоит из трех отдельных богов.
В Библии Ваал называется богом (’элохи́м) (3Цар.18:27), это слово применяется и к людям (Пс.81:1,6). Моисею было сказано, что он будет Богом (’элохи́м) для Аарона и фараона (Исх.4:16; Исх.7:1), а филистимляне обращались к Дагону, богу своему ’элохэ́х (Суд.16:23,24). К Сыну обратился Бог-Отец со словами: «Сотворим человека» (Быт.1:26).